Не удалось определить ваш город
Уточнить город
0
Багажник-поперечины для рейлингов: современное решение для перевозки багажа

На многих легковых автомобилях предусмотрены системы для перевозки багажа в виде установленных на крыше продольных рейлингов и поперечных балок. О том, что такое багажники-поперечины, каких типов они бывают и как устроены, а также об их правильном выборе и безопасной эксплуатации — читайте в статье.


Что такое багажник-поперечины для рейлингов?

Багажник-поперечины для рейлингов (поперечный багажник) — дополнительное оборудование для легкового автомобиля; система для перевозки багажа, выполненная в виде установленных на крыше продольных элементов (рейлингов) и монтируемых на них поперечных балок (поперечин).

Поперечный багажник — это современное решение, которое практически вытеснило простые решетчатые автобагажники. Благодаря конструктивным особенностям, он имеет ряд достоинств:

  • Перевозка различных грузов массой до 100 кг и более (в зависимости от допустимой загрузки кузова автомобиля), в том числе возможна установка закрытых аэродинамических боксов и других конструкций;
  • Возможность регулирования размеров багажника под любые грузы;
  • Система имеет привлекательный внешний вид, гармонично сочетающийся с дизайном автомобиля (или, по крайней мере, не нарушающий его);
  • Система создает минимальное аэродинамическое сопротивление, что положительно сказывается на динамике автомобиля и снижает уровень шума во время движения.

Наиболее широко багажники-поперечины на рейлинги используются на автомобилях в кузове «универсал», но в последние годы все чаще данная система встречается на компактных хэтчбеках, больших минивэнах и внедорожниках. Сегодня на рынке представлены различные по конструкции и характеристикам поперечные багажники, поэтому для верного выбора необходимо разобраться в их особенностях.



Типы, конструкция и характеристики поперечных багажников для рейлингов

Багажники-поперечины всех типов имеют принципиально одинаковую конструкцию. Система состоит из двух компонентов:

  • Рейлинги (от англ. rails — рельсы) или дуги — продольные элементы, жестко смонтированные по правой и левой сторонам крыши автомобиля;
  • Поперечины (поперечные балки, рейки) — поперечные элементы, с помощью специального крепежа устанавливаемые на рейлинги. Как правило, в комплект входит две поперечины, на которые укладывается багаж.
На рейлинги можно устанавливать необходимое количество поперечин
На рейлинги можно устанавливать необходимое количество поперечин

Рейлинги жестко установлены на крыше автомобиля, они принимают и распределяют нагрузку от багажа, обеспечивая его надежное удерживание. Поперечины подвижны относительно дуг, их можно фиксировать в выбранном положении на различном расстоянии друг от друга, при необходимости можно использовать три и более поперечин.

Конструкция поперечин проста — это стальная или алюминиевая балка (рейка) с установленными по ее краям соединительными головками для монтажа на рейлинги, закрытая с обеих сторон пластиковыми торцевыми заглушками. Поперечины делятся на несколько групп по типу профиля, типу соединительных головок, применимости и дополнительному функционалу.

По типу профиля поперечины бывают:

  • Стандартный прямоугольный или квадратный профиль;
  • Аэродинамический профиль — овальный или более сложный.

Конструктивно балки бывают двух типов:

  • Пустотелые трубчатые;
  • С внутренними ребрами жесткости.

Поперечины на основе пустотелых трубчатых балок — это наиболее простой и дешевый вариант. В качестве балки в них используются профильные трубы из стали или (значительно реже) алюминия. Балки с внутренними ребрами жесткости — исключительно алюминиевые, они изготавливаются методом экструзии, такая конструкция обеспечивает высокую прочность и жесткость детали при малом весе.

В конструкцию балки и всей поперечины может закладываться дополнительный функционал багажника:

  • Т-слот — продольный Т-образный паз в верхней части поперечины, используемый для монтажа дополнительного оборудования (креплений для перевозки велосипедов, лыж, сноубордов, под установку пластикового бокса и т.д.). В нерабочем положении паз может закрываться вставкой из резины;
  • Обрезиненные поверхности, обеспечивающие лучшую фиксацию груза на багажнике;
  • Замки в торцевых заглушках поперечины для более надежной фиксации.

По применимости поперечины делятся на четыре группы:

  • Для монтажа на сквозные рейлинги (дуги с просветом);
  • Для монтажа на рейлинги с продольным пазом;
  • Для монтажа на интегрированные рейлинги;
  • Универсальные.

Поперечины различных групп отличаются конструкцией и способом установки соединительных головок.

Поперечины для монтажа на рейлинги с просветом устанавливаются на стандартные рейлинги, выполненные в виде продольных дуг, поднятых над крышей на несколько сантиметров. Балка может комплектоваться соединительными головками трех типов:

  • Струбцинные (зажимные);
  • Петлевые с жестким крепежом — металлической скобой;
  • Петлевые с эластичным крепежом — ремнем или текстильной лентой.
Поперечина, соединительный элемент которой фиксируется ключом - простое решение для предотвращения кражи
Фиксация поперечины ключом

Наиболее универсальными являются зажимные головки. Такая головка состоит из двух деталей: корпуса с неподвижной губкой и подвижной губки, также существуют конструкции с неподвижным корпусом и двумя подвижными губками. Подвижная губка может перемещаться относительно неподвижной, за счет чего обеспечивается охват рейлинга любой ширины. Внутренние поверхности губок выполнены ребристыми, они могут нести на себе резиновые прокладки. Перемещение подвижной губки может выполняться вручную или с помощью специального винта, фиксация губок в выбранном положении осуществляется с помощью замка (поворотом ключа), либо болтом с головкой различного профиля (шестигранник, Torx).


Монтаж поперечины на рейлинге с помощью стальной скобы
Монтаж поперечины на рейлинге с помощью стальной скобы

Петлевые соединительные головки обоих типов монтируются на дуги охватом — либо продетой под рейлингом металлической скобой, либо ремнем. Скоба может фиксироваться болтами, винтами или скобами, а ременные крепежи оснащаются специальным механизмом затяжки и фиксации.


Крепление поперечины на рейлинг с продольным пазом
Крепление поперечины на рейлинг с продольным пазом

Поперечины для монтажа на рейлинги с продольным пазом отличаются только конструкцией соединительной головки: в ней предусмотрен болт или штифт, который вставляется в продольный паз на внутренней стороне дуги. Этот болт обеспечивает возможность перемещения поперечины вдоль рейлинга, препятствуя ее другим смещениям и несанкционированному демонтажу.


Конструкция поперечины-багажника обтекаемого (аэродинамического) профиля с Т-слотом
Конструкция поперечины обтекаемого профиля с Т-слотом

Поперечины для монтажа на интегрированные рейлинги могут быть специализированными и универсальными. Интегрированные рейлинги — это продольные элементы, установленные на крыше автомобиля скрытно или с минимальным выступом, поэтому стубцинные и петлевые головки для крепления неприменимы. Здесь используются специальные Т-образные, пазовые или иные головки, которые устанавливаются в пазы рейлингов, обеспечивая распор с достаточным для фиксации поперечин усилием.


Поперечины с универсальной распорной соединительной головкой
Поперечины с универсальной распорной соединительной головкой

Универсальные поперечины подходят для монтажа на различные типы рейлингов, что обеспечивается специальным либо сменными соединительными головками. Наиболее универсальными являются поперечины с распорными головками — они выполнены в виде упоров, которые могут работать как со сквозными дугами, так и с интегрированными.

Заметим, что сегодня существует огромное разнообразие багажников-поперечин, которые отличаются конструкцией и особенностями установки. Но в целом они укладываются в описанную здесь классификацию, поэтому их выбор не слишком сложен.



Как выбрать, установить и использовать поперечины на рейлинги?

Выбор багажников-поперечин необходимо делать, исходя из типа установленных на автомобиле рейлингов, а также характера перевозимых грузов и особенностей эксплуатации багажника.

Поперечина со струбционными соединительными головками
Поперечина со струбционными соединительными головками

Основное правило подбора поперечин — их соединительные головки должны соответствовать типу рейлингов. Наиболее просто подобрать поперечины для рейлингов с просветом и с продольным пазом — здесь подходят практически все варианты, от самых доступных с креплениями в виде стальных скоб, до более дорогих с креплениями в виде струбцин. Преимущество подобных поперечин — настоящая универсальность. Их можно устанавливать на любой автомобиль, независимо от расстояния между установленными на нем дугами.

Сложнее дела обстоят с поперечинами для интегрированных рейлингов. Здесь есть возможность выбрать универсальный вариант — поперечины с расположенными на их нижней плоскости соединительными головками. Правда, такие детали высоко выступают над крышей, портя вид автомобиля. Но можно выбрать распорные поперечины, которые располагаются невысоко над крышей. Однако такие поперечины могут потребовать подгонки по длине — обычно их приходится отрезать.

При выборе нужно обращать внимание на дополнительный функционал поперечин. Плюсом будет наличие замков, которые предотвращают хищение багажника. Интересным вариантом будет наличие Т-слотов и других приспособлений для установки на багажник дополнительных креплений или закрытых боксов. Также можно рассмотреть и различные аксессуары для поперечин, которые сегодня предлагаются в большом количестве.

Монтаж поперечин и крепление на них груза должно выполняться в соответствии с идущей в комплекте инструкцией. При эксплуатации автомобиля с грузом на багажнике следует соблюдать скоростной режим, осторожно преодолевать повороты и выполнять маневры. При выполнении инструкций и рекомендаций багажник-поперечины будет надежно служить для перевозки любого багажа.