0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Группа контактная замка зажигания: основной элемент коммутации бортовой электросистемы

19 Октября 2017

Практически каждый современный автомобиль запускается поворотом ключа в замке зажигания, основой которого является контактная группа. О том, что такое контактная группа замка зажигания, как она устроена и какие функции выполняет, а также о правильном выборе и замене этого устройства читайте в статье.


Что такое контактная группа замка зажигания?

Контактная группа замка зажигания (контактная группа выключателя зажигания и стартера) — компонент бортовой электрической системы транспортного средства; встроенное в замок зажигания и управляемое его ключом устройство коммутации, обеспечивающее включение и отключение бортовых потребителей тока, а также запуск и остановку силового агрегата транспортного средства.

Группа контактная замка зажигания
Группа контактная замка зажигания

Контактная группа является основным элементом коммутации в любом транспортном средстве, так как с его помощью обеспечивается сама возможность его нормальной эксплуатации. На контактную группу возложено несколько функций:

  • Включение и отключение бортовых потребителей тока в зависимости от режима эксплуатации автомобиля;
  • Запуск и остановка двигателя;
  • Иногда — выполнение охранных (противоугонных) функций.

Все эти функции обеспечиваются замыканием и разрывом электрических цепей переводом ключа зажигания в различные положения. При неисправности контактной группы нормальное управление автомобилем затрудняется или становится невозможным, поэтому данное устройство необходимо отремонтировать или заменить. Чтобы сделать верный выбор, сначала следует разобраться в конструкции и особенностях данных коммутационных устройств.



Типы, устройство и функционал контактных групп замков зажигания

В настоящее время существует большое разнообразие контактных групп замков зажигания, однако все они имеют принципиально одинаковую конструкцию и принцип работы. Любая контактная группа состоит из двух основных частей:

Коммутация цепи зажигания на примере ВАЗ-2101
Коммутация цепи зажигания на примере ВАЗ-2101
  • Поворотная часть, связанная с механизмом секретности (личинкой) выключателя зажигания;
  • Неподвижная контактная колодка, жестко смонтированная в нижней части корпуса замка.

Поворотная часть расположена непосредственно над контактной колодкой, внутри размещается механизм секретности замка зажигания, вся эта конструкция устанавливается в корпус замка, который монтируется на рулевую колонку или в приборную панель.

На неподвижной колодке из диэлектрического материала установлен ряд контактов, которые посредством клемм соединяются с соответствующими электрическими цепями автомобильной электросистемы. Контакты расположены в определенном порядке, который диктуется конструкцией подвижной части группы и последовательностью соединения электрических цепей при переводе ключа в различные положения. Как правило, контакты на колодке расположены в два ряда для экономии места, для предотвращения случайного замыкания контактов из внутреннего и внешнего рядов они могут располагаться на различных уровнях (то есть, быть разной высоты).

Подвижные и неподвижные части контактной группы зажигания
Подвижные и неподвижные части контактной группы зажигания

Поворотная часть обычно выполняется в виде кольца из диэлектрического материала, на котором располагаются ответные контакты в виде токопроводящих металлических (медных) дорожек или соединенных друг с другом отдельных контактных поверхностей (изготовленных из полос металла, в виде бронзовых полусферических контактов и т.д.). Контакты поворотной части обращены к контактам колодки, образуя контактную группу выключателя зажигания и стартера.

Дополнительно в контактной группе предусматривается возвратная пружина, обеспечивающая возврат поворотной части в предыдущее положение после успешного запуска двигателя (для предотвращения работы стартера при работающем моторе). Также в этой конструкции или непосредственно в личинке замка может выполнятся устройство фиксации в выбранных положения (кроме положения «Стартер»). В некоторых замках зажигания внутри контактной группы могут располагаться пластиковые световоды для декоративной подсветки (как, например, выполнено в автомобилях ВАЗ десятого семейства) и другие второстепенные компоненты.

Контактные группы отличаются типом клемм для соединения с электросистемой автомобиля, количеством положений и некоторыми особенностями функционала.

Устройства могут иметь различные клеммы:

  • Ножевые клеммы для индивидуальных разъемов или общей колодки, выполненные непосредственно на корпусе группы;
  • Штыревые клеммы с аналогичным расположением;
  • Резьбовые клеммы (обычные винты большого сечения);
  • Стандартный электрический разъем, выведенный на стенку корпуса замка зажигания;
  • Вынесенный стандартный электрический разъем, соединенный с контактной группой жгутом проводов.

Контактные группы могут иметь три, четыре или пять позиций в зависимости от функционала замка зажигания. В простейшем случае позиций всего три: «Выключено» (0 — электросистема автомобиля обесточена), «Зажигание» (I — ток подается на все приборы электросистемы, в том числе и на систему зажигания) и «Стартер» (II — ток от аккумуляторной батареи подается на электростартер через соответствующее реле). Однако в большинстве современных автомобилей предусмотрено четыре положения: LOCK («Блокировка», в этом положении электросистема обесточена, за исключением некоторых охранных/противоугонных систем, ключ можно вынуть), ACC («Дополнительное оборудование» — контактная группа включает различное электрическое оборудование автомобиля, среди которого освещение, отопитель, аудиосистема, некоторые системы безопасности), ON («Включено», соответствует позиции «Зажигание», контактная группа включает систему зажигания двигателя и все электроприборы автомобиля) и START («Стартер»). В некоторых замках зажигания предусматривается и пятая позиция — OFF («Выключено»), расположенное между LOCK и ACC.

По функционалу контактные группы примерно одинаковы — они входят в состав цепей зажигания, внешних и внутренних приборов освещения, салонной печки и многих других приборов. Также группа может быть связана с охранной (противоугонной) системой автомобиля. В целом же, через контактную группу осуществляется подача тока от аккумулятора к потребителям напрямую (для некоторых слаботочных приборов) или через соответствующие реле (в случае стартера).


Правильный выбор, ремонт и замена контактной группы замка зажигания

Схема замка зажигания и место контактной группы в нем
Схема замка зажигания и место контактной группы в нем

Со временем работа контактной группы может нарушаться вследствие износа, засорения или подгорания контактов, а также из-за механических поломок или деформаций деталей. Неисправность этого устройства может проявляться как явно, например — невозможностью запустить двигатель или включить бортовые электроприборы, так и косвенно, например — некорректной работой некоторых приборов, самопроизвольным включением и отключением фар и т.д. Для локализации источника проблемы сначала следует проверить соответствующие предохранители, и, убедившись в их исправности, нужно обратить внимание на замок зажигания.

Прежде всего рекомендуется провести диагностику замка зажигания в соответствии с алгоритмами, приведенными в инструкции по эксплуатации и обслуживанию автомобиля. Лучший вариант — демонтировать и разобрать замок, и произвести визуальный осмотр и электрическую проверку контактной группы (но, если автомобиль находится на гарантии — этого делать нельзя, следует обратиться в сервисный центр). Для восстановления работы устройства достаточно прочистить его (удалить загрязнения и нагар, при необходимости промыть в растворителе и все зачистить шкуркой), но зачастую неисправности оказываются неустранимыми — в этих случаях проще и дешевле полностью заменить контактную группу.

На замену следует выбирать группу только того типа и каталожного номера, что была установлена на автомобиль ранее. Во многих отечественных автомобилях используются универсальные контактные группы, что значительно облегчает их выбор и ремонт. А во многих зарубежных транспортных средствах, напротив, применяются свои уникальные по конструкции устройства, которые при всем желании не получится заменить на другие.

Установку новой контактной группы следует выполнять в соответствии с инструкцией к данному конкретному автомобилю. Обычно замена сводится к разборке замка зажигания, демонтажу старой группы и установке новой, и выполнению электрического соединения (здесь следует соблюдать внимательность, особенно, если клеммы соединяются индивидуальными разъемами). После установки система не требует наладки, при верном монтаже все сразу начинает работать.

Правильный выбор и замена контактной группы замка зажигания — основа надежной и корректной работы всей электрической бортовой системы автомобиля.

Другие статьи
Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.