0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Болт ступицы колеса: прочный крепеж для надежного колеса

8 Февраля 2018

Современное автомобильное колесо — сложный узел, основой которого выступает ступица, удерживающая тормозные устройства, диск и другие детали. Монтаж тормозного барабана и колесного диска на ступицу осуществляется специальным болтом ступицы колеса — все об этом крепежном изделии рассказано в статье.


Что такое болт ступицы колеса?

Болт ступицы колеса — деталь колес транспортных средств; резьбовое крепежное изделие в виде стержня с резьбой и головкой специальной формы, либо с резьбой с обеих сторон, предназначенное для монтажа на ступицу тормозного барабана/диска и/или колесного диска.

Болт ступицы колеса — один из основных крепежных элементов ступичного узла транспортных средств, с его помощью на ступицу монтируются различные детали:

  • На грузовых автомобилях с бездисковыми колесами (с разборными ободьями) — монтаж обода на ступицу или опорный диск ступицы (реже — и монтаж тормозного барабана);
  • На автомобилях и прицепах с обычными дисковыми колесами — монтаж тормозного барабана/диска и диска колеса на ступицу.

Именно болты ступицы выступают посредниками в передаче моментов сил от ступицы на тормозной барабан/диск и колесный диск, и в обратном направлении, а также они обеспечивают прочность и целостность всего колеса. Поломка или потеря даже одного болта чревата серьезными проблемами, поэтому данный крепеж при любых неисправностях необходимо менять на новый. Но прежде, чем покупать новые ступичные болты, необходимо разобраться в их существующих типах и конструктивных особенностях.



Типы и конструкция болтов ступицы колеса

Рассматриваемый крепеж делится на два конструктивных типа:

  • Болты — изделия с резьбой с одной стороны и головкой той или иной формы с другой стороны;
  • Шпильки — изделия в виде стержня с резьбой с обеих сторон.

Болты пропускаются в ступицу с ее внутренней стороны, их проворачивание при монтаже гайки предотвращается фиксацией головки в специальном углублении или с помощью упора. Шпильки вворачиваются в резьбу, нарезанную непосредственно в ступице. Болты сегодня используются наиболее часто на всех типах транспортных средств, так как они обеспечивают более надежный монтаж, шпильки обычно используются на легковых автомобилях и на легких колесных машинах (хотя их сегодня можно встретить и на колесах передних ведомых осей грузовых транспортных средств).

Шпилька ступицы колеса
Шпилька ступицы колеса

Конструктивно все болты выполнены в виде стержня переменного диаметра, с его одной стороны нарезана резьба, а с другой расположена головка. Часть, свободная от резьбы, может быть гладкой, но чаще всего на нее наносится продольная насечка, обеспечивающая плотную фиксацию крепежного изделия в отверстии ступицы. Шпильки устроены аналогично, их центральная часть между резьбой может быть гладкой или нести продольную насечку, также в центре может выполняться утолщение (бурт) для упора в ступицу.

Болты могут иметь головку различных типов:

  • Стандартная шестигранная головка;
  • Цилиндрическая гладкая головка (также возможны различные вариации в виде плоских шляпок, криволинейных головок и т.д.);
  • Овальная головка — круглая головка с двумя срезанными параллельными гранями (расстояние между гранями обычно чуть больше диаметра стержня болта);
  • Квадратная головка — круглая головка с четырьмя срезанными гранями, образующими квадрат;
  • Болт-костыль — удлиненная головка, выступающая за продольную ось болта, она может иметь овальную, прямоугольную или более сложную форму.

Болты и шпильки ступицы в настоящее время частично стандартизированы по размерам и применяемости. На автотракторной технике используются крепежные изделия с резьбой М16, М18, М22 и М24 (крепеж первых трех размеров имеет резьбу с шагом 1,5 мм, последний — 1,5 или 2 мм), на которые монтируются соответствующие колесные гайки (они также стандартизированы, их размеры, допуски и основные характеристики должны соответствовать стандарту ГОСТ Р 53819-2010). Крепеж изготавливается из конструкционной стали различных марок, болты и шпильки могут подвергаться термической обработке, а также нести на себе антикоррозийное или специальное защитное покрытие.

Болт-костыль ступицы колеса
Болт-костыль ступицы колеса

Болты ступицы колеса изготавливается в соответствии с ГОСТ 11646-82 и некоторыми другими стандартами. Однако многие автопроизводители используют нестандартный крепеж, в частности — болты-костыли с оттянутыми вбок головками. Также на грузовых автомобилях применяются болты, изготовленные по стандарту, регламентирующему конструкцию крепежа для тракторной, сельскохозяйственной и иной техники.


Место и способы установки болтов ступицы колеса

Болты колесных ступиц устроены таким образом, чтобы при их монтаже и демонтаже не нужно было использовать ключ для фиксации с обратной стороны. Это требование обусловлено конструкцией колеса и ступицы — чаще всего к тыльной стороне ступицы просто нет прямого доступа, поэтому там невозможно поместить ключ. Именно поэтому головки болтов имеют овальную, квадратную или иную форму — они либо закладываются в углубления соответствующей формы, где заклиниваются и не проворачиваются при установке/снятии гайки, либо своими плоскими гранями упираются в ребра жесткости, упоры или стенки на обратной стороне ступицы. Шпильки просто вворачиваются в резьбу, нарезанную в соответствующих отверстиях ступицы.

Ступица и колесо легкового автомобиля с барабанными тормозами
Ступица и колесо легкового автомобиля с барабанными тормозами

В легковых и грузовых автомобилях с обычными дисковыми колесами болты устанавливаются с тыльной стороны ступицы на относительно небольшом расстоянии от ее центра (оси колеса). На их выступающую часть монтируется сначала тормозной барабан или диск (обычно он дополнительно удерживается своими болтами), а затем колесный диск, вся эта конструкция прижимается колесными гайками.

На ведущих осях грузовых автомобилей с бездисковыми колесами болты могут располагаться с тыльной стороны на периферии звездчатой ступицы или опорного диска ступицы, который своими болтами монтируется непосредственно к ступице. На данные болты устанавливаются прижимы, которые при затягивании колесных гаек обеспечивают фиксацию съемного обода колеса (вместе с покрышкой и камерой, если она есть). На ступицу также устанавливается и тормозной барабан, но для этого используется отдельный крепеж (болты или винты), монтажные отверстия под данный крепеж располагаются на некотором расстоянии от монтажных отверстий под болты ступицы.

На грузовиках с не ведущей передней осью передние колеса имеют обычную ступицу в виде диска, на который устанавливается тормозной барабан и опорный диск обода — эти детали крепятся продетыми с обратной стороны ступицы болтами. Барабан для лучшей фиксации дополнительно крепится своими винтами, также вворачиваемыми в ступицу, но с наружной стороны.

В целом, сегодня используются различные конструкции, но в них так или иначе встречаются описанные выше способы монтажа колесных дисков, тормозных барабанов и других деталей к ступице.


Как правильно подобрать и заменит болт ступицы колеса

Болты ступицы отвечают за надежность всего колеса и, как следствие — за безопасность и возможность нормальной эксплуатации транспортного средства. Эти детали, постоянно подвергаясь значительным динамическим нагрузкам, могут деформироваться, трескаться и даже разрушаться. Такие болты и шпильки следует менять.

На замену необходимо выбирать те же самые болты и шпильки, что были установлены на колесе ранее. Если же была произведена установка нового колесного диска или тормозного барабана с увеличенной толщиной стенок, то лучше использовать болты увеличенной длины — ее должно быть достаточно для уверенного монтажа гайки. Новые болты и шпильки должны соответствовать по размеру монтажным отверстиям во всех устанавливаемых деталях.

Замена данного крепежа должна выполняться в соответствии с инструкцией по ремонту автомобиля. Для выполнения этой работы необходимо демонтировать колесный диск и тормозные механизмы (диск, суппорт, барабан). Затем следует повернуть ступицу в определенное положение (где есть выемка для установки болта) и удалить старый крепеж — для этого может потребоваться специальный инструмент, который позволит выпрессовать болт или удалить сломанную шпильку. Новый болт устанавливается в свое монтажное отверстие и запрессовывается наворачиванием гайки. На легковых и грузовых автомобилях данная операция может отличаться.

При правильном подборе и замене болтов ступицы все колеса автомобиля будут надежно выполнять свои функции, обеспечивая безопасность и комфорт автомобиля.

Другие статьи
Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.