Ранее было рассказано о назначении, устройстве и рекомендациях по выбору автомобильных акустических систем. В данной статье речь пойдет о классификациях аудиосистем по различным признакам.
Существует большое разнообразие автомобильных акустических систем, которые имеют отличия в конструкции, характеристиках, назначении и т.д.
Типы акустических систем
На сегодняшний день в автомобилях применяются два типа акустических систем:
- Коаксиальные головки;
- Компонентная акустика.
Коаксиальные головки. Это решение «все в одном», основу конструкции составляет большой НЧ-СЧ динамик (отвечающий за воспроизведение наибольшего частотного диапазона), над диффузором которого с помощью кронштейна или стойки, которая является продолжением керна магнита, установлена ВЧ-головка («пищалка»). Такое исполнение позволяет экономить место, значительно упрощает монтаж акустики (так как нужно установить всего лишь два динамика), однако оно не всегда позволяет добиться высокого качества звука.
Компонентная акустика. Это профессиональное решение, а потому более сложное и дорогое. В этом случае используется несколько динамиков, обычно — комплект НЧ-СЧ динамиков и отдельных от них «пищалок». Также в комплекте компонентной акустики часто предусмотрены пассивные (реже — активные) фильтры, или кроссоверы — устройства, производящие разделение звукового сигнала на НЧ-СЧ и ВЧ составляющие, которые воспроизводятся отдельными головками. Компонентная акустика позволяет добиться максимально качественного звука, однако она имеет высокую стоимость, да и монтаж такой аудиосистемы значительно сложнее, чем установка коаксиальных головок.
Классификация акустических систем
Все динамическое головки также можно классифицировать по различным признакам.
По размерам
Сегодня наибольшее распространение получили динамики трех основных типоразмеров (калибров):
- 4 дюйма (10 см);
- 5,25 дюймов (13 см);
- 6,5–7 дюймов (16,5–17 см).
Некоторое распространение имеют динамики других калибров, в частности, головки диаметром 8 дюймов и более используются в сабвуферах, а все ВЧ-головки в компонентной акустике имеют калибр 1–2 дюйма.
По форме
Существует динамики двух основных форм:
- Круглые;
- Эллиптические.
Круглые головки традиционно используются в компонентной акустике, а эллиптическое исполнение чаще всего (но не всегда) имеет коаксиальная акустика. Эллиптические динамики отлично подходят для монтажа в полки багажников, используя их площадь с максимальной эффективностью.
По материалу диффузора
Диффузоры автомобильных головок (и не только автомобильных) изготавливаются из шести основных типов материалов:
- Бумага или прессованный картон — классический вариант, который все еще остается актуальным ввиду непревзойденной способности бумаги воспроизводить звук максимального качества и достоверности. Сейчас бумажные диффузоры имеют разнообразную пропитку, которая улучшает их качества и сопротивление негативным воздействиям окружающей среды (в первую очередь — влажности);
- Стеклоткань — современный вариант, относительно недорогой и обеспечивающий приемлемые характеристики звука, несомненный плюс — отличный внешний вид;
- Кевлар — материал того же уровня, что и стеклоткань, однако имеет гораздо более высокую прочность и стоимость;
- Полипропилен — недорогое, простое и качественное решение, диффузор из этого пластика легкий и прочный. Кроме того, он обладает отличными декоративными качествами. Полипропилен сегодня получил очень широкое распространение, особенно в недорогих головках;
- Шелк — применяется исключительно в купольных ВЧ-динамиках («пищалках»), для достижения необходимой жесткости шелк пропитывается разнообразными составами;
- Алюминий — этот материал, по сравнению с другими, используется довольно редко и имеет цену выше среднего. Металлический диффузор позволяет добиться максимального качества воспроизведения, так как он вносит минимум искажений, однако обладает рядом недостатков, которые при безграмотном подходе к постройке автомобильной АС могут оказать самое негативное влияние на качество звука.
Как уже было сказано, сегодня наибольшее распространение имеют динамики с бумажными и полипропиленовыми диффузорами, достаточно широко используются диффузоры из стеклоткани и алюминия. Головки с кевларовым диффузором — это скорее экзотика, которая дает возможность построить автомобильную аудиосистему с великолепными характеристиками, но требует значительных затрат.
По типу подвеса диффузора
Сегодня диффузор крепится к диффузородержателю с помощью подвесов из натуральной резины, разнообразных прорезиненных тканей, пенополиуретана и т.д. По форме подвесы могут быть полутороидальные (то есть — представляет собой как бы разрезанный вдоль на две половины резиновый тор), «S»-образные и более сложной формы.