Аэрограф — это инструмент, позволяющий наносить слои вещества различной интенсивности посредством струи распыленной красящей жидкости. Данный процесс был изобретен достаточно давно. Подобный метод окраски начали применять в автомобилестроении еще в начале ХХ века, однако только сейчас началось массовое распространение бытовых аэрографов различных конструкций, позволяющих использовать такой вид нанесения краски при создании как художественных произведений, так и для не связанных с чистым искусством работ, например, при тюнинге или ремонте автомобиля.
Принцип работы аэрографа заключается в захвате струей воздуха, проходящей по основной трубке, частиц краски, находящихся во второй трубке, с последующим созданием аэрозольного облака, после прохождения конечного сопла. Исходя из принципа работы устройства, основные узлы аэрографа таковы:
- основная трубка, в которую подается под давлением воздух;
- клапан управления, перекрывающий подачу воздуха в основную трубку;
- рычаг управления, механически связанный с клапаном;
- пружина, возвращающая рычаг в первоначальное положение и перекрывающая клапан;
- трубка подачи красящего вещества, примыкающая к основной трубке после клапана управления;
- сопло-наконечник, создающее аэрозольное облако.
Данная конструкция аэрографа является базовой, на основе которой были созданы более совершенные модели с множеством регулировок входящего воздуха, красящего вещества и исходящей струи.
Виды и конструкции аэрографов
Несмотря на общий принцип работы, существует несколько модификаций аэрографов, позволяющих добиваться различных видов струй красящего вещества, влияющих в итоге на результат работы.
По принципу действия аэрографы бывают:
- одинарного действия;
- двойного действия;
- со специальными характеристиками.
Общим для аэрографов одинарного действия является то, что специалист посредством рычага во время работы управляет только подачей краски. Для изменения режима струи приходится останавливать работу и перенастраивать устройство. Инструменты данного класса бывают с внешним и внутренним распылением, а их конструкция также может включать иглу для настройки исходящего потока.
Все аэрографы двойного действия имеют внутреннее распыление красящего вещества, и их конструкция в обязательном порядке предусматривает наличие регулирующей иглы. Принцип работы данных устройств позволяет художнику во время работы одновременно регулировать как подачу воздуха, так и ход иглы, изменяя объем распыляемого красящего вещества.
Аэрографы со специальными характеристиками включают в себя узкоспециализированные устройства, предназначенные для выполнения строго определенных задач. Примерами таких инструментов могут служить аэрографы для удаления изображений, заправляемые вместо краски абразивным порошком, или многоцветные аэрографы с одновременным впрыском колеров разных оттенков.
Применение аэрографов
Помимо создания художественных инсталляций и граффити, а также вполне прозаичного использования в строительстве, аэрографы широко применяются в автомобильной сфере. Наибольшее использование этих устройств приходится на ремонтную составляющую, когда важен не только правильный подбор краски и ее сочетаемость после высыхания, но и мягкое наложение слоев, без разбрызгивания и утолщения. В данном случае следует применять аэрографы с мягким и однородным факелом, позволяющим полностью контролировать процесс нанесения слоев, особенно в местах перехода к базовой краске автомобиля.
Однако наиболее интересным и впечатляющим по своим результатам является применение аэрографов для нанесения рисунков на автомобиль. Хорошая аэрография — это всегда шедевр, в которой проявляется индивидуальность художника и мастерство исполнителя. Немаловажную роль в данном случае играет техническое обеспечение таких работ. Прежде всего, для профессиональной аэрографии необходимо использовать устройства двойного независимого действия, позволяющие полностью контролировать как поток воздуха, так и объем поступающей краски. Кроме того, немаловажным фактором является обеспечение надежной подачи сжатого воздуха. Компрессор в обязательном порядке должен обладать точной регулировкой для установки давления, полностью соответствующего техническим требованиям аэрографа. Вне зависимости от цикла работы компрессора рабочее давление системы должно оставаться постоянным во избежание неконтролируемой пульсации красящего факела и некорректного наложения слоев.
Техническое обслуживание аэрографа
Главным правилом технического обслуживания аэрографа является необходимость обязательной промывки устройства после работы. Особенно это касается инструмента, работающего с автомобильными красками быстрого высыхания.