0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Барабан тормозной ГАЗ — коммерческий: надежные тормоза для «ГАЗелей»

15 Августа 2014

В коммерческих автомобилях ГАЗ — «ГАЗель» и «Соболь» — используется смешанная тормозная система с передними дисковыми и задними барабанными тормозами. О том, почему выбор сделан именно в пользу барабанных тормозов, какие барабаны используются на малотоннажных грузовиках, и как производится их обслуживание, читайте в этой статье.


Устройство тормозной системы коммерческих грузовиков ГАЗ

Малотоннажные коммерческие грузовики «ГАЗель» (ГАЗ-2705, 3221 и 3302) и «Соболь» (ГАЗ-2217, 2310 и 2752) создавались на основе не только современных, но и традиционных технологий и решений, давно используемых инженерами Горьковского автозавода. В частности, данные автомобили имеют смешанную тормозную систему, построенной на основе современных дисковых и классических барабанных тормозов.

Тормозная система этих моделей грузовиков состоит из следующих основных частей:

  • Тормозная педаль;
  • Вакуумный усилитель тормозов;
  • Двухпоршневой главный тормозной цилиндр;
  • Трубопроводы;
  • Тормозные механизмы передних колес;
  • Тормозные механизмы задних колес;
  • Регулятор давления тормозной жидкости в контуре задних колес.

При этом тормозная система «ГАЗелей» и «Соболей» разделена на два независимых контура — контур передней оси и контур задней оси. Для реализации двухконтурной схемы используется двухпоршневой главный тормозной цилиндр. Данное решение повышает надежность и безопасность автомобиля, так как при отказе одного из контуров продолжает работать второй, обеспечивая управляемость автомобиля. Хотя, конечно, торможение на одном контуре, особенно на заднем, менее эффективно, чем на двух.

Как уже было сказано, на передних колесах коммерческих грузовиков ГАЗ устанавливаются дисковые тормоза, на задних — более традиционные для грузовых автомобилей тормоза барабанного типа. О барабанных тормозах расскажем более подробно.


Назначение, устройство и принцип работы барабанного тормоза

Сегодня в мире автомобилестроения наблюдается тенденция на переход от барабанных тормозов к дисковым, однако в отечественном автопроме классические барабаны все еще находят самое широкое применение. Это решение использовано и на малотоннажных грузовых автомобилях «ГАЗель» и «Соболь».

Барабанные тормоза имеют меньшую эффективность, чем дисковые, однако они имеют и ряд неоспоримых преимуществ. В первую очередь, барабанные тормоза отличаются надежностью и невысокой стоимостью производства и облуживания. У этого типа тормозов есть и еще одна особенность: в силу конструкции тормозной механизм защищен негативных воздействий внешней среды — грязи, камней, воды (хотя тормоза и не герметичны) и других, доставляющих проблемы открытым дисковым механизмам. Все это делает барабанные тормоза отличным вариантом для автомобилей, активно эксплуатируемых в тяжелых условиях.

Тормозной механизм барабанного типа содержит две основных компонента:

  • Подвижный тормозной барабан;
  • Неподвижный тормозной механизм с колодками.

Тормозной механизм, смонтированный на круглом тормозном щите, неподвижно устанавливается на ступице колеса, сверху его закрывает тормозной барабан, соединенный с ведущей осью. На барабан устанавливается колесо и обе эти детали вращаются как единое целое, торможенное колеса обеспечивается взаимодействием барабана и тормозных колодок.

Тормозной механизм состоит из двух колодок, расположенного между ними колесного тормозного цилиндра двухстороннего действия (с двумя поршнями) и пружин, а также ряда дополнительных деталей (в том числе привода стояночного тормоза и других). При отжатой педели тормоза колодки сдвинуты друг к другу с помощью стяжных пружин, при нажатии на педаль поршни тормозного цилиндра раздвигают колодки, они прижимаются к внутренней поверхности барабана, за счет чего и происходит торможение.

Тормозной барабан представляет собой единую литую конструкцию, внутренняя часть которой отшлифована для обеспечения лучшего контакта с фрикционными накладками тормозных колодок. В барабане предусмотрены отверстия под шпильки крепления колеса, и отверстия под установку болтов для монтажа барабана к ступице. Также в барабане имеются технологические резьбовые отверстия, предназначенные для съема барабана с помощью болтов М10 в случае его плотной посадки.


Типы тормозных барабанов ГАЗ — коммерческий

На коммерческих грузовиках ГАЗ используются только цельнолитые барабаны из серого чугуна, который обладает достаточной прочностью и оптимальным коэффициентом трения. Однако чугунные барабаны довольно тяжелы (до 13-15 кг), что иногда затрудняет работу с ними. Тормозные барабаны производятся как на ОАО «ГАЗ», так и на нескольких сторонних предприятиях по размерам и стандартам Горьковского автозавода.

На сегодняшний день все модификации «ГАЗелей» и «Соболей» оснащаются унифицированными тормозными барабанами с внутренним диаметром 283 мм. Отличия между барабанами для этих моделей заключаются в геометрии, а также в количестве отверстий под шпильки установки колес:

  • Барабан «ГАЗель» — более плоский, имеет шесть отверстий под шпильки;
  • Барабан «Соболь» — более широкий, имеет пять отверстий под шпильки.

Также нужно отметить, что тормозные барабаны отличаются типом упаковки. На рынок эти детали могут поставляться либо вовсе без упаковки, либо в упаковке одного из двух типов — мягкого полиэтиленового мешка, и плотной картонной коробки. Упаковка не имеет принципиального значения, хотя в картонной коробке диск лучше защищен и меньше страдает при транспортировке.


Обслуживание и ремонт барабанных тормозов ГАЗ

Барабанные тормозные механизмы требуют регулярного обслуживания и ремонта. Особое внимание необходимо удалять следующим вещам:

  • Износ фрикционных накладок тормозных колодок;
  • Износ внутренней части барабана;
  • Состояние колодок, барабана и других частей механизма.

Колодки. Тормозные колодки подвергаются значительному износу, и в редких случаях при активной эксплуатации они служат до 2-х лет. Минимально допустимая толщина фрикционных накладок составляет 1 мм, при таком износе колодки подлежат замене. Новые колодки необходимо ставить сразу на оба колеса, замена одной колодки или двух колодок одного тормозного механизма недопустимо, так как в этом случае автомобиль при торможении будет «вести».

Барабан. Барабан, как и колодки, с течением времени изнашивается, максимально допустимый внутренний диаметр не должен превышать 283 мм, в противном случае необходимо произвести замену. Также следует обращать внимание на состояние внутренней поверхности барабана, на ней не должно быть борозд, задиров, иных повреждений или деформаций — в этом случае, а также при обнаружении овальности, диск можно проточить или расточить, но в пределах указанного выше максимально допустимого внутреннего диаметра. При обнаружении трещин барабан тоже следует заменить, так как езда с таким барабаном чревата аварией.

Ухудшение работы тормозных механизмов может происходить при их загрязнении или возникновении коррозии. В этом случае необходимо производить очистку и промывку, причем рекомендуется использовать растворители. Обязательной проверке также подлежат колесные цилиндры (их необходимо разбирать, промывать спиртом и проверять на наличие повреждений) и другие детали тормозного механизма.

Для диагностики и ремонта барабанных тормозов необходимо произвести их разборку, так как напрямую получить доступ к тормозному механизму невозможно. Снятие барабана производится в следующем порядке:

  • Приподнять заднюю часть автомобиля на домкрате;
  • Снять колесо;
  • Выкрутить три болта крепления барабана;
  • В случае если барабан не отделяется — вкрутить болты в технологические отверстия до «выдавливания» барабана.

При регулярном обслуживании и ремонте барабанные тормоза будут служить долго и надежно, обеспечивая безопасность и эффективное торможение автомобиля в любых условиях эксплуатации.


Другие статьи
Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.