0
Быстрая доставка
Возврат 90 дней
Консультируем и принимаем заказы
без выходных с 9:00 до 22:00 (MSK)
Звонок бесплатный

Масло трансмиссионное: основа надежности и долговечности трансмиссий

27 Сентября 2018

Трансмиссия автомобиля, трактора и другой техники — это десятки и сотни шестерен, которые требуют постоянной смазки. Для таких агрегатов используются специальные трансмиссионные масла — все об этих смазочных материалах, их существующих типах, составе и особенностях, вы можете узнать в данной статье.


Что такое трансмиссионное масло?

Трансмиссионное масло (ТМ) — специализированный смазочный материал, используемый в узлах и агрегатах трансмиссий транспортных средств (ТС), тракторов и с/х машин и техники различного назначения.

В каждом ТС или машине специального назначения имеется трансмиссия — система, изменяющая и передающая крутящий момент от двигателя к ведущим колесам. Любой узел и агрегат трансмиссии имеет трущиеся детали и зубчатые передачи, выполненные на различных типах шестерен. Для нормальной работы деталей трансмиссии необходима смазка, эта задача решается применением специальных материалов — трансмиссионных масел.

Трансмиссионные масла выполняют несколько функций:

  • Снижают интенсивность износа компонентов;
  • Защищают поверхности шестерней, валов и других металлических деталей от появления задиров и иных повреждений;
  • Снижают интенсивность процессов коррозии;
  • Обеспечивают частичное охлаждение наиболее нагруженных деталей и точек контакта трущихся деталей;
  • Обеспечивают очистку поверхностей компонентов от продуктов их износа.

Трансмиссионные масла, как и любые другие смазочные материалы, со временем теряют свои качества, приходят в негодность и требуют замены. От правильного выбора масла зависит качество работы трансмиссии и ресурс ее агрегатов, поэтому прежде, чем идти в магазин за новым трансмиссионным маслом, следует разобраться в существующих типах этих материалов, их особенностях и применяемости.



Классификация и параметры трансмиссионных масел

ТМ любых типов содержат несколько компонентов:

  • Базовое минеральное масло, полученное в результате перегонки нефти;
  • Пакет присадок — противоизносных, противозадирных, противокоррозионных, многофункциональных.

Большинство современных масел в качестве основы имеют минеральные компоненты, значительно реже встречаются полусинтетические, а в пакет присадок входят противоизносные и противозадирные компоненты.

Трансмиссионные масла отличаются вязкостью и параметрами, что определяет их применяемость в зависимости от климатических условий, конструктивных типов агрегатов трансмиссий и степени их нагруженности. Для классификации данной группы смазочных материалов используются стандарты API (American Petroleum Institute, Американский институт нефти), SAE (Society of Automotive Engineers, Сообщество автомобильных инженеров) и российский ГОСТ 17479.2-2015. Каждый из стандартов имеет свои особенности и системы классификации ТМ.

Широкий ассортимент трансмиссионных масел Широкий ассортимент трансмиссионных масел

Классификация трансмиссионных масел по API

Спецификации распространяются на смазку для МКПП и ведущих мостов различных по классам и типам колесных ТС. Данным стандартом регламентируются следующие типы материалов:

  • GL-1 — жидкости без присадок или с небольшим количеством универсальных комплексов, используются в КП без синхронизаторов, конусных и червячных передачах грузовых ТС и с/х-машин;
  • GL-2 — масла для с/х машин и тракторной техники, для червячных передач средней нагруженности, обычно содержат только противоизносные присадки;
  • GL-3 — масла для грузовых ТС, для конусных и иных передач (но не для узлов с гипоидными шестернями) малой и средней нагруженности, в состав входят противоизносные присадки;
  • GL-4 — универсальные трансмиссионные масла для главных передач (конусных и гипоидных с малым смещением) и КП любой степени нагруженности различных типов транспортных средств. В состав входят эффективные противозадирные присадки;
  • GL-5 — масла для высоконагруженных передач с гипоидными шестернями. В состав входят эффективные противозадирные и другие присадки. Некоторые типы масел данной группы могут использоваться в КП, а также в дифференциалах (такие материалы имеют индекс LS);
  • GL-6 — масла для высокоскоростных гипоидных передач со значительным смещением, отличаются повышенным содержанием противозадирных компонентов;
  • MT-1 — масла для несинхронизированных КП, работающих под высокими нагрузками, по основным характеристикам соответствуют материалам группы GL-5, однако лучше противостоят высоким температурам.

На современных ТС наиболее широко применяются жидкости групп GL-3 – GL-5, которые эффективно работают как в редукторах, так и в МКПП.


Классификация трансмиссионных масел по SAE

Спецификация SAE J306 классифицирует ТМ в соответствии с их кинематической вязкостью при различной степени нагрева (или охлаждения). В соответствии с данным документом выделяется две группы жидкостей:

  • Зимние (winter) — классы 70W, 75W, 80W и 85W;
  • Летние — классы 80, 85, 90, 110, 140, 190 и 250.

Зимние (или сезонные для холодного времени года) масла классов 70W, 75W, 80W и 85W остаются текучими при значительном охлаждении (на морозе), обеспечивая запуск и работу транспортного средства зимой. Данные масла сохраняют рабочую вязкость до различных температур: 70W — до -55°C, 75W — до -40°C, 80W — до -26°C, 85W — до -12°C.

Летние (или сезонные для теплого времени года) масла отличаются от зимних тем, что сохраняют нормальную вязкость при повышенных температурах, обеспечивая эффективную смазку трущихся деталей.

На практике чаще всего выпускаются универсальные жидкости, сохраняющие нормальную вязкость в широком диапазоне температур. Например, наибольшей популярностью пользуются продукты с маркировкой 75W-90, которые могут работать при охлаждении вплоть до -40°C.


Классификация трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2

В России действует документ ГОСТ 17479.2-2015, регламентирующий основные характеристики трансмиссионных масел для всех наземных колесных транспортных средств, тракторов, с/х машин и иной техники. При разработке данного ГОСТа учитывались обе рассмотренные выше спецификации. Стандартом предусмотрена классификация жидкостей по их кинематической вязкости при различной степени нагрева/охлаждения, и параметрам.

По параметрам (областям применения) трансмиссионные масла делятся на ряд категорий:

  • 1 — масла без присадок, используемые только в конических и червячных передачах;
  • 2 — масла с противоизносными присадками, предназначены для средненагруженных (как механически, так и термически) конических и червячных передач;
  • 3 — масла с противозадирными присадками, предназначены для средненагруженных цилиндрических, конических и спирально-конических передач;
  • 4 — масла с эффективными противозадирными присадками, предназначены для термически и механически высоконагруженных цилиндрических, гипоидных и спирально-конических передач;
  • 5 — масла с эффективными противозадирными и универсальными комплексами присадок, предназначены для высоконагруженных передач с гипоидными парами, подвергающихся, в том числе, и ударным нагрузкам различной интенсивности. К этому классу относятся и жидкости универсального назначения.

По вязкостным характеристикам трансмиссионные масла делятся на две основные группы:

  • Зимние — 5з, 9з, 12з и 18з;
  • Летние — 9, 12, 18 и 34.

Зимние ТМ сохраняют нормальную вязкость при значительном охлаждении, предельные значения зависят от класса: 5з — до -55°C, 9з — до -40°C, 12з — до -26°C, 18з — до -12°C. Летние масла, напротив, не становятся слишком жидкими при повышенных температурах. На практике самое широкое применение находят всесезонные масла, вязкость которых лежит в широких пределах. Например, наиболее распространено масло ТМ-5-9з/18, которое соответствует маслам GL-5 по API и SAE 75W-90.

В маркировке трансмиссионных масел производители вправе указывать не только класс и группу материала по ГОСТ, но и соответствующую им группу в соответствии со стандартами API и SAE.

В соответствии со стандартом маркировка трансмиссионных масел состоит из букв «ТМ» («трансмиссионное масло»), за которой идет указание группы эксплуатационных характеристик (от 1 до 5), а затем указание класса вязкости. Если масло всесезонное, то классы вязкости указываются через косую черту.


Особенности выбора и замены трансмиссионных масел

Замена трансмиссионного масла Замена трансмиссионного масла

При подборе ТМ необходимо учитывать рекомендации производителя транспортного средства — для каждого агрегата трансмиссии обязательно указываются группы и классы используемых расходных материалов. Если таких рекомендаций нет, то следует выбирать масло в соответствии с типом передач и конструктивных особенностей агрегатов. Например, для грузовых транспортных средств без передач гипоидного типа чаще всего используются масла GL-3, с гипоидными передачами — GL-5, в легковых авто тоже чаще всего применяются масла GL-5. При выборе жидкости также нужно учитывать климатические условия, и заливать масла соответствующих классов.

Замену трансмиссионного масла следует выполнять каждые 30-60 тысяч км пробега в зависимости от нагруженности агрегатов трансмиссии. Операции по замене жидкостей необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями инструкции по эксплуатации и ТО конкретного транспортного средства. Обычно для этого необходимо слить старое масло, в некоторых случаях — промыть агрегат специальными составами, а затем залить новое масло.

При верном подборе и замене масла трансмиссия автомобиля, трактора или машины будет работать качественно и надежно, на протяжении многих лет сохраняя свои эксплуатационные характеристики.

Другие статьи
Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины 29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности 22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов 15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности 8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее 30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов 25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой 11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.